Заочная Библейская Школа
INTERCULTURAL MISSION CENTER * COLORADO * USA


Урок № 1

 Молитва это разговор с Богом - История христианства


Святое Евангелие - первоисточник жизнедеятельности Иисуса Христа и Его последователей.
Мы христиане, являемся последователями Христа, мы верим в Него как в Бога, приходившего в мир в человеческом образе; во Христе мы видим фундамент, на котором зиждется церковь Христова, в Нем мы видим Божественного Основателя и Строителя Церкви. Еван¬гелия дают нам яркий образ Христа, в них запечатлены Его слова и дела.

ХРИСТОВЫ АПОСТОЛЫ
Христа во время Его проповеди Евангелия окружали двенадцать ближайших учеников:

Серебренные монеты.
Петр (Симон), его брат Андрей, Иаков и Иоанн (сыновья Заведеевы), Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Иуда Искариот (Мар.3:14-19; Деян.1:13-14).
После предательства Иуды Искариота, вместо него в число апостолов, т.е. посланников Христа, был избран Матфий. Задача апостолов состояла в том, чтобы после смерти, воскресения и вознесения c земли Христа под водительство м Духа Святого продолжить дело проповеди Евангелия.
Но помимо этик двенадцати апостолов y Христа есть еще совершенно особый апостол, который уверовал во Христа уже после Его вознесения c земли. Это Савл, бывший до своего обращения ко Христу страшным гонителем христиан. B историю христианства он во¬шел под именем апостола Павла. Руководимый Духом Святым, он c проповедью Евангелия обошел почти весь тогдашний человеческий мир. От его проповеди o Христе возникли пер¬вые христианские общины во многих частях древнего мира.

ХРИСТИАНЕ МЕЖАУ ТРЕХ "ОГНЕИ": ИУДЕЕВ, ЯЗЫЧНИКОВ И PИMCKИX ВЛАСТЕЙ
Нелегко жилось христианам в 60-x годах первого века на всей территории Римской империи, то есть во всем тогдашнем мире. B Иудее, входившей в состав Римской империи, христиан притесняли иудейские фанатики, которые никак не могли допустить мысль, что Иисус, так позорно распятый римлянами на кресте, был тем Самым Мессией, o Котором писали все пророки.
Последователи Христа в Иерусалиме и других местах иудеи испытывали на себе не¬нависть ревнителей иудейской религии. для христиан из евреев уже потеряли значения жертвоприношения, совершавшиеся в Иеруса-лимском храме, потому что они уверовали во Христа, прообразом Голгофской жертвы Кото¬рого и были все эти жертвоприношения. Христиане уже не нуждались в прообразах, поскольку явился Сам Образ. Ревнители иудейской религии смотрели на христиан, как на отступ-ников от веры отцов.
B языческих странах, т.е. во всех остальных частях Римской империи, христиане также были y всех бельмом на глазу. Их ненавидели за то, что они не чтили языческих богов. B этом отношении язычники одинаково смотрели и на христиан и на евреев - представителей иудейской религии, которые тоже не чтили языческих богов, a поклонялись единому Богу. Но чем дальше, тем язычники все больше и больше видели разницу между христианами и иудеями. Иудейскую религию исповедовали глав¬ным образом евреи, a в христианских общинах были и римляне, и греки, и евреи, и предста-вители многих народностей. B этом римские власти усматривали большую опасность, ибо они стремились не к соединению, a к разоб¬щению покоренных народов. Да кроме того, христиане считали Богом Иисуса, распятого римлянами.

ХРИСТИАНЕ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НЕРОНЕ
По мере роста христианских общин становились и более жестокими меры, направленные против них.

Бюст Нерона.
Самым жестоким гонением на христиан было гонение в Риме (62-68 гг.), в последние годы царствования римского императора Нерона. Поводом к этому гонению послужил пожар в 64 году. Виновниками этого пожара были объявлены христиане. По приказу Нерона христиан распинали на крестах, обезглавливали и, кроме того, устраивали массовые зрелища в цирках, на аренах которых на них выпускали голодных зверей.
Устраивал Нерон и массовые гулянья. на которых из христиан, привязанных к столбам и облитых смолой, устраивали живые факелы. B 67 году жертвой террора Нерона стали стол¬пы христианства - апостолы Петр и Павел.

ИУАЕЙСКАЯ война (б8- 72 ГГ)
B последние дни жизни Нерона в Иудее вспыхнуло восстание, направленное против римлян. Это восстание описано иудейским историком Иосифом Флавием. бывшим очевид¬цем всех событий и назвавшим это восстание " Иудейской войной ". Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, назначенного Нероном римским прокуратором Иудеи. Большую роль в возникновении этого восста¬ния сыграли так называемые "зилоты". Слово "Зилот" буквально означает " ревнитель". Зелоты - это иудейская религиозно - политическая партия, которая уничтожала всех отступни¬ков от веры. Во времена римского владычества зилоты убивали из - за угла римских солдат и офицеров. Этими своими действиями они снискaли себе сочувствие многих евреев, которые видели в них людей борющихся против ненавистного римского ига.

Во главе восстания встал первосвященник Анна. Римские войска в Иудее были бессиль¬ны подавить восстание. Нерон поручил римскому представителю в Сирии Цестию Галлу двинуться c военным отрядом к Иерусалиму для подавления восстания, но, не доходя до Иерусалима, отряд Галла был разбит еврейскими повстанцами. B то же время зилoты убили первосвященника Анну, обвинив его в мягкости по отношению к римлянам и установили в Иерусалиме террористическое управле¬ние. Жертвами террора зилотов становились не столько римляне, сколько евреи, обвиняе¬мые в расположении к римлянам. Нерон поручил Веспасиану из Антиохии c римскими войсками идти в Иудею для подавления восстания. B течении двух лет Веспасиан покорил всю Иудею, разбив повстанческие отряды. Но Иерусалим, из которого были изгнаны все римляне, он взять не смог. После смерти Нерона, поручив осаду Иерусалима своему сыну Титу, Веспасиан торжественно вошел в Рим, a в это время его сын Тит расправлялся c Иерусалимом. Это было в 70 году.
Восставший Иерусалим упорно защищался. Тит начал блокаду города. Все дороги из Иерусалима были перерезаны, он решил взять город измором.

ПРЕДСКАЗАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА O6 ИЕРУСАЛИМЕ
Вернемся на сорок лет назад до рассматриваемых нами событий и вспомним беседу в Иерусалиме Христа со Своими учениками. B то время ученикам Христовым еще многое было непонятно. Они, как и многие иудеи, думали, что Мессия разгромит римлян и что их национальная святыня - Иерусалимский храм станет еще более величественным. Но Христос говорит, указывая на Иерусалимский храм: "Придyт на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лук.19:43-44). Все это и исполнилось в дни Иудейской войны в 70 году.

ИОСИФ ФЛАВИИ
Иудейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейская война» подробно описывает события, очевидцем которых он был. Иосиф Флавий находился в римском стане в качестве переводчика y римского полководца Тита, a до этого был переводчиком y его отца Веспасиана. Веспасиан присвоил Иосифу даже свою фамилию - Флавий. Евреи смот¬рели на Иосифа, как на предателя. B то время, когда тысячи евреев гибли от меча римлян, Иосиф из рук римлян получал одну награду за другой.
Были ли это награды за писательский талант Иосифа или это были награды за его предательство национальных интересов Иудеи, мы точно не знаем.

B глазах же всех евреев он был предателем, поскольку стал носить римскую фамилию и всегда неотлучно находился при Веспасиане, a за тем при Тите. Мы же можем сказать, что благодаря Иосифу Флавию мы имеем все подробности Иудейской войны; его труды являются единогласны м подробны м достоверным материалом по этому вопросу.

C апреля 70 года Тит начал готовиться к штурму осажденного Иерусалима. Восемьдесят тысяч римских легионеров и их союзников были го¬товы устремиться на Иерусалим. Стены города защищяли только две c половиной тысячи вооруженных иудеев. Внутри города было громадное число паломников, пришедших на Пасху и застигнутых здесь осадой. Полагаясь на Бога, все заветы Которого они растоптали, зилоты отвергли все условия, предлагаемые Титом. Тит перестал предлагать условия и отдал приказ распинать всех еврейских дезертиров, бежавших из Иерусалима. B осажденном городе был голод; умирающих от голода людей не успевали хоронить, трупный запах стоял повсюду. Стали учащаться случаи людоедства -некоторые матери поедали своих детей. B первый раз 17 июля 70 года ежедневные жертвоприношения в храме прекратились за недостатком священников и жертвенных агнцев.

И вот в сентябре 70 года римляне ворвались в Иерусалим, беспощадно сокрушая все на своем пути. B городе начались пожары. Тит хотел спасти величественный Иерусалимский храм. Но, против его приказания, один солдат бросил горящую головню в окно храма. Пламя стало распространяться кверху. Когда Тит заметил это, он приказал солдатам тушить огонь. B страшном шуме слова его приказания не были слышны, и приказания не было исполнено. A Тут внезапно появившийся ветер раздувал пламя. Искры и головни летели во все стороны и зажигали все части храма, которые еще не горели. Тит все еще делал отчаянные попытки спасти храм, конечно, не из уважения к иудейской религии, a из уважения к этому шедевру мирового искусства. Но Тит и его солдаты оказались бессильными, они не понимали, что здесь исполняются слова Того Самого Христа, в Которого они не верили: "не оста¬нется камня на камне".

B Иудейской войне и во время осады Иерусалима погибли один миллион триста пятьдесят четыре тысячи евреев. Все уцелевшие евреи мужчины старше семнадцатилетнего возраста были приговорены к каторжным работам в египетских рудниках, a некоторые юно¬ши были отобраны для отправки в цирки различных городов для умерщвления их львами.

Много еврейских девушек были проданы в рабство в богатые римские дома. Все дома в Иерусалиме были разрушены и сожжены, даже деревья вокруг Иерусалима были вырублены во время осады. Римляне отдали распоряже¬ние сгонять евреев c их земель и высылать в другие места.

Тит думал одним ударом покончить и c иудейством и c христианством. Он смотрел на христианство как на ветвь, выросшую из иудейского корня, и думал, что после уничто¬жения корня погибнет и ветвь. Но для истин¬ных последователей Христа все содействует ко благу. Огонь Иудейской войны нанес урон иудействующему христианству, то есть таким христианам, которые цеплялись за весь Моисеев закон и за соблюдение субботы. Это иудействующее христанство готово было разрушить все то, над чем так самоотверженно трудился апостол Павел, оно готово было пре-дать анафеме всех тех, кто не соблюдал еврей¬ских обычаев. В результате Иудейской войны были разрушены условия для процветания иудействующего христанства.

Все верные Христу члены Иерусалимской общины во время осады города не пострадали. Еще задолго до начала осады они, вспомнив повеление Христа, ушли из Иерусалима в селение Пеллу на другом берегу реки Иорда¬на. Это было не трусливое бегство, a спокой¬ное выполнение ясного повеления Христа. Все испытания для верных учеников Христа яви¬лись обильным дождем, в результате которого они зацвели еще ярче.

После Иудейской войны не стало больше условий для восстановления Иерусалимского храма, потому что евреи были рассеяны по всему миру, a территория бывшего Иерусалима переходила из рук в руки.

Разгромив Иерусалим, Тит торжественно прибыл в Рим и стал соправителем Римской империи вместе со своим отцом Веспасианом, возглавляя в то же время императорскую гвар¬дию. Он не останавливался перед уничтоже¬нием всех видных римлян, казавшихся ему по¬дозрительны ми. Имя Тита стало ненавистны м в Риме. B 79 году император Веспасиан умер, a через два года, в 81 году, умер и Тит.

ГОНЕНИЕ ХРИСТИАН ПРИ АОМИНИАНЕ.
ССЫЛКА АПОСТОЛА ИОАННА

После смерти Тита на римский престол взошел Домициан - младший сын Веспасиана, брат Тита. C восшествием на престол Домициана опять начались гонения на христиан. Домициaн был по отношению к христианам, проникнут подозрительностью и жестокостью. Он расправлялся не только c христианами, но и c людьми, которых подозревал в сочувствии к ним. Древний церковный историк пишет: Домициан, применив свою свирепость ко многим и умертвив несправедливо большое число выдающихся мужей в Риме, отправил в ссылку без причины множество уважаемых лиц и лишил их имущества; сделался, наконец, в своей ненависти и вражде к Богу преемником Нерона. Подобно ему, он обоготворил сам себя, приказав оказать божескую честь своей статуе. Кто осмеливался противиться этому приказанию, обвинялся в измене и подвергался страшному наказанию. Он окружил себя толпой шпионов и доносчиков, занятие которых состояло в том, чтобы всегда выслеживать новые жертвы и придумывать новые обвинения. Участь ненавидимых христиан была во время этого второго гонения достойна сожаления. Но конец этого слабого и тщеславного тирана был близок. Он имел обыкновение записывать имена лиц, назначенных к смерти, в свиток, который он тщательно хранил сам. Однажды, когда он заснул, ребенок, случайно игравший в его комнате, увидел фатальный список под подушкой, вынул его из любопытства и отнес к императрице. Она нашла, к своему величайшему смущению, свое собственное имя на листке, вместе c другими именами, обладатели которых, казалось, стояли высоко в расположении императора. Она тотчас обратила внимание на грозившую ей опасность, и Домициан, несмотря на всю осторожность был убит двумя офицерами своей стражи.

За год до своей смерти Домициан в 95 году сослал на пустынный острое Патмос апостола Иоанна, единственного из апостолов, который был жив в то время и который уже был глубоким старцем. На этом пустынном острове апостол Иоанн получил от Господа величайшее откровение, которое описал в книге "Открове¬ние". За исключением кратковременного перерыва, Домициан все время жестоко гнал христиан.

ОКОНЧАНИЕ А ПОСТОЛЬСКОГО BЕКА
Со смертью Домициана оборвалась династия Флавиев. Сенатом на престол был избран Нерва. Это было 18 сентября 96 года. Нерва отдал распоряжение повсеместно прекратить гонение на христиан, вернуть сосланных из ссылки и возвратить им отобранное имущество. B 98 году из ссылки с острова Патмос вернулся и апостол Иоанн и поселился в Ефесе. Вернувшись из ссылки, он написал Евангелие от Иоанна и в 100 году умер. Так окончился апостольский век.

ИМПЕРАТОР ТРОЯН - НОВЫЕ ГОНЕНИЯ ХРИСТИАН
Император Нерва умер в 98 году, назначив своим преемником Трояна, который находился на престоле c 98 по 117 год. Троян был одним из знаменитых римских императоров и выдающимся полководцем. Но к христианам он относился весьма недоброжелательно и одобрял их гонение, которое во все годы его царствования не прекращалось.

ЛичНАя ПЕРЕПИСКА ТИРАНОВ
Очень интересна переписка императора Трояна c римским писателем Плинием - младшим. Было два писателя c именем Плиний: Плиний - старший и его племянник Плиний -млaдший. B 110 году многие христиане были представлены на суд Плинию - младшему, ко¬торый был в то время римским наместником Вифинии и Понта.

Остановим наше внимание на письме Пли¬ния и на ответе Трояна. Плиний пишет: "Будьздоров! Я приобрел обыкновение обо всех ве¬щах, которые мне кажутся почему-то сомнительными, излагать тебе, ибо кто лучше может направить мое колеблющееся мнение или прийти на помощь моему недостаточному пониманию, как ты? Прежде чем я прибыл в эту провинцию, я никогда не имел случая находиться при допросе христиан. Поэтому я не осведомлен и не могу решить, какая обычная цель расследования или наказания и как далеко нужно идти в том и другом.., Между тем c такими, которых ко мне приводили, как христиан, я поступал следующим образом: я спрашивал их -христиане ли они? Если они признавали себя виновными, я предлагал им под угрозой смертной казни тот же вопрос во второй и в третий раз. B случае, если они упорно держались своего ответа, то предавал их казни...


Внешний вид Колизея.
Недавно мне было доставлено анонимное письмо. которое заключало в себе имена целого ряда лиц, которые при допросах отрицали свою принадлежность к христианам, призывая богов, как я им предписал. и приносили в жертву фимиам и вино перед твоим изображением, и поносили в то же время Христа - ясное дело, что к этому не допустит себя ни один истинный христианин, как мне говорили. Поэтому я почел за луч шее отпустить их. Другие сначала признавали себя христианами, a потом снова отрекались. O своей прежней религии - преступление ли она или заблyждение они сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе, чтобы сообща петь хвалебную песнь Христу, как Богу, и давали себе обет не совершать ничего нечестивого, не производить кражи, разбоя и любодеяния, никогда не нарушать своего слова и не брать залога. Совершив это, они идут по своему обычаю порознь, чтобы соединиться опять для принятия пищи, в чем они участвуют сообЙ, без всякого беспорядка; но этот последний обычай, по обнародовании моего эдикта, которым я по твоему приказанию запретил все собрания, более не наблюдается.

После этого рассказа показалось мне еще более необходимым для расследова¬ния применить пытку к двум женщинам, o которых было сказано, что они диаконисы; но, кроме злого преувеличенного суеверия, я ничего из этого не вынес. Когда я откладываю судебное производство, я прибегаю к тебе за советом. Число обвиняемых так велико, что это дело требует серьезного рассмотрения. Много лиц обвиняется обоего пола и всякого возраста и положения; но еще много будет снова обви¬няться. Не только города, но и маленькие селения и малонаселенные страны заражены этим суеверием; не смотря на это, мне кажется, его можно прекратить". На это письмо Плиния Троян ответил так: "Что касается твоего поступка относительно христиан, ты действовал совершенно правильно, любезный Плиний. Ибо в действительности нельзя поставить общего правила, которое могло 6ы быть применено ко всем случаям.

Этих людей не должно разыскивать. Если же они будут к тебе приведены и изобличены, то присуждай их к смерти, однако c тем условием, что каждому. кто откажется от христианства и свою искренность докажет призванием наших богов, то, как бы ни было подозрительно его прошлое, давать помилование ради его раскаяния. На анонимные же обвинительные письма ни в каком случае не обращать внимания; ибо это очень опасный указатель, и подобный образ действия совершенно не согласовался 6ы c основными правилами нашего века».

Эти два письма красноречиво говорят о положении христиан в конце апостольского века и начале второго века.

АПОСТОЛЬСКИЕ УЧЕНИКИ
Кто же из христиан в это время были столпами христианской церкви? После смерти апостолов руководящее положение в христи¬анстве заняли их приемники, их не посредственныe ученики. Таковыми были Климент, Поликарп, Игнатий, Варнава. Они лично слышали наставление апостолов, c ними вместе трудились и были c ними в близких дружеских отношениях. Именно им надлежало после смерти апостолов высоко поднять христианское знамя, обагренное Голгофской Кровью Иисуса Христа. Вкратце познакомимся c каждым из них в отдельности. Климент был по происхождению римлянин, Ко Христу он был обращен апостолом Петром, затем сотрудничал в деле проповеди Евангелия c апостолом Павлом. Обращаясь к служител ю Филиппийской церкви, апостол Павел упоминает o Клименте: "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом и c прочими сотрудниками моими, кото¬рых имена в книге жизни"(Фил.4:3). C 92 года Kлимент стоял во главе римской общины, являясь в то же время и епископом, то есть наблюдателем за рядом общин. Императором Трояном он был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где и умерщвлен в 103 году. Перу Климента принадлежит ряд посланий. По примеру апостола Павла, он писал послания к Коринфянам. Клименту приписывается еще ряд произведений, однако точно не установлено, что они написаны именно им.

Поликарп родился около 80 года. Юношей он обратился ко Христу через свидетельство апостола Иоанна и в последние два года жиз¬ни апостола неотлучно находился при нем. Перед самой своей смертью апостол Иоанн поставил Поликарпа во главе Смирнской общины. Но деятельность Поликарпа не ограничивалась только Смирной: он писал все свои послания во все соседние церкви, утверждая их в вере. Его считали вождем всей Азии в христианстве. Умер он мученической смертью примерно a 166 году. Игнатий был учеником апостолов, трудился в основном в Антиохии. Мученически умер за Христа в 107 году. Перед казнью c ним лично беседовал император Ткоян. Перу Игнатия принадлежит ряд посланий, направленных главным образом против иудействующих христиан.

Варнава - еврей по национальности, родом c острова Кипра. До своего обращения ко Христу был левитом (служителем Иерусалим-ского храма). Вместе c апостолом Павлом совершал благовестническое путешествие, но в последствии разошелся c ним. Много трудился на острове Кипре в деле проповеди Евангелия, где и был побит камнями иудейскими фанатиками.

ОШИБКИ АПОСТОЛЬСКИХ УЧЕНИКОВ
Вот эти четыре служителя и были самыми крупными фигурами, пользовавшимися боль¬шим авторитетом в христианских общинах пос¬ле смерти апостолов. Но, к сожалению, апос¬тольские ученики в некоторых вопросах уклонились от доверенного им учения. Особенно это наблюдается в вопросах по управлению церковью.

Во время апостолов каждый христианин чувствовал себя священником Бога Всевышнего и считал себя обязанным служить Богу тем даром, какой получили от Него. Кроме того, в апостольских христианских общинах существовало два рода служителей: старейшины и диаконы. Старейшины должны были заботиться о духовных нуждах членов общины, a диаконы o хозяйственных нуждах общины. Старейшины назывались также пресвитерами или епископами (наблюдателями). В обязанности старей¬шин входило совершение крещений и хлебопреломлений. Но это не давало им право воз-вышаться над другими векующими и требовать к своей персоне особых почестей. Апостол Павел был очень твердым человеком в воп¬росах веры, он не допускал никаких отклонений от учения Христа: в борьбе со грехом, в борьбе за чистоту евангельского учения он был несгибаемым воином Христовым. Но он не от кого не требовал преклонения перед своей персоной, он нигде и никогда не возвеличивал свою личность, не стремился вокруг себя создавать ореол величия. Апостольские ученики в этом отношении допустили некоторое отклонение. B посланиях апостольских учеников, в отличии от посланий апостолов, звучат требования o высшей почести для епископов.

Игнатий написал в течение своей поездки из Антиохии в Рим семь писем. И во всех этих письмах видно желание возвеличить служителей Христовых. Из этих посланий мы видим, что была создана трех ярусная система служителей: епископат, пpесвитериат и диаконат. И все эти послания подготовили почву для разделения Церкви Христовой на духовенство и прихожан в то время. как в первых апостольских общинах такого деления не было. B дальнейшем граница между духовенством и прихожанами становилась все более и более резкой. Начало этому и было положено посланиями апостольских учеников.

B своем послании к Ефесской церкви Игнатий пишет:
"Обратим на то внимание, братья, чтобы мы не противились епископу; этим мы покажем свою подчиненность Богу... Из этого ясно, что мы должны смотреть на епископа, как на Самого Господа".

Какой вред принесли в дальнейшем эти слова Игнатия! Достигнув большой власти и потеряв связь c Богом. епископы стали уводить христиан далеко от первохристианства. Последователи Игнатия твердили, что епископу должно подчиняться, как Богу, и критиковать епископа никто из простых смертных не имеет права. Многие христиане в дальнейшем эти послания Игнатия поставили на одном уровне c апостольскими посланиями. Но апостольские послания были воистину Словом Божиим, в то время как в посланиях учеников уже неза метно вкрадывались некоторые моменты, идущие на перекор Слову Божьему. По учению Христа и Его апостолов, нашей путеводной звездой является только Слово Божье, и поэтому если даже епископ станет учить не тому, чему учит Слово Божье, то такого епископа не следует слушать. Однако послания Игнатия воспитывали христиан в абсолютной и безо-говорочной покорности епископу. Если епископ сказал, то все должны замереть перед ним - таков смысл поучений Игнатия.

B послании к христианам Магнезии Игнатий пишет:
"Увещеваю вас, чтобы вы старались делать все по божеском единодушии, ибо ваши епис¬копы предстоят на месте Бога".

B послании к Филадельфийской церкви пишет: "Я взывал, как бы я был между вами, я говорил громким голосом: слушайтесь епископов и пресвитеров и диаконов! Некоторые думали, что я говорил, потому что видел раздоры, возникавшие среди вас. Но беру Бога в свидетели ради Которого я в узах, что я ничего не o ком не знал; но это был Дух, говорив-ший во мне в этом случае. Ничего не делайте без епископа; храните ваши тела, как храмы Божии; любите единение; избегайте распрей; будьте последователями Христа, как Он былпоследователем Своего Отца".

Здесь Игнатий уверяет читателей, что в данном случае через него говорит Сам Бог. Но не будем впадать в крайности и воздадим должное Игнатию. Он был честный с искренний христианин. Однако нередко и местные и искренние люди делают ошибки. Заботясь o благе церкви, o предохранении ее от раздоров, Игнатий ратовал за то, чтобы сильная власть была в руках руководителей церк¬ви. Он думал таким образом сохранить общины от распрей. Но он не думал o том, что этим самым будет нарушена демократия, которая была в апостольских общинах, и в церкви создадутся все условия для самой необузданной тирании, достигшей своего высшего предела в средние века в лице римских пап. Средние века пожинали всходы, посеянные еще апостольскими ученикам. Подобный посев мы видим не только в посланиях Игнатия, но и в посланиях других апостольских учеников. И все же мы чтим их как искренних христиан, мученической смертью своей доказавших свою верность Христу. Все мы способны ошибаться. Не будем бросать камни осуждения в апостольских уче¬ников, a извлечем из всего сказанного для себя полезные уроки. История христианства – это прекраснейшая школа, богатая ценнейшими уроками.

ВОССТАНИЕ ПРИ ААРИАНЕ.
ЛЖЕМЕССИЯ БАРКОХБА

После смерти Трояна в 117 году на римский престол взошел Адреан. B его царствование происходили еврейские восстания в Египте, на Кипре, в Месопотамии и других местах, где жили евреи, изгнанные после Иудейской войны в 70 году из своей родной страны. Все эти восстания были самым жестоким образом подавлены. Адреан повелел на месте бывшей Иудейской столицы - Иерусалима - создать римскую колонию c языческими храмами. Это распоряжение Адреана вызвало новые восста-ния (132-135 гг.) под руководством Баркохбы, который провозгласил себя истинным миссией, предсказанным всеми пророками. Однако и это восстание было подавлено, и на развалинах Иерусалима был построен римский город Капитолина, a на горе Сионе, где раньше был Иерусалимский храм, появился храм Юпитера.

Когда еще восстание Баркохбы имело временный успех, христиане Палестины жестоко страдали за отказ признать Баркохбу мессией и за отказ поклоняться ему, как мессии. Прочие евреи смотрели на них. как на национальных изменников, не желающих бороться за освобождение родины, но христиане не могли встать под знамена того, кто кощунственно называл себя Мессией, потому что они знали, что единственным Мессией являлся Христом.



©2005 ZBSH. All Rights Reserved.